Создать аккаунт
Войти





16.3 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Скачать книгу с.а. вронский астрология


Описание: Скачать книгу с.а. вронский астрология
Имя файла: knigu-s-a-vronskiy-astrologiya
Pages:   | | 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |

-- [ Страница 1 ] --

Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Сергей Алексеевич Вронский

Астрология: суеверие или наука?

«Астрология: суеверие или наука?»:

Издательство "Наука";

Москва;

1991;

ISBN 5-02-006081-X

2 Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Аннотация Книга посвящена одному из феноменов культуры – астрологии. Что такое астрология – только донаучное знание или в этом есть рациональное зерно и для просвещнного современника? Наверное, прочитав книгу, читатель сможет составить сво суждение по этому поводу.

Для широкого круга читателей.

Ответственный редактор академик АМН СССР В. П. КАЗНАЧЕЕВ Рецензент и автор предисловия – д-р Зденек Рейдак Издание подготовлено и осуществлено по инициативе НПО «РИМЭКС» ЦЭНДИСИ Академии наук СССР Часть средств от продажи книги отчисляется в Фонд помощи детям имени Л. С. Выготского Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Сергей Алексеевич Вронский Астрология: суеверие или наука?

Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

К ЧИТАТЕЛЯМ КНИГИ Мы восхищаемся цивилизациями древности. Оказывается, как много уже знали люди то гда, как были чутки к явлениям природы, умея подмечать е закономерности и, что очень важно, пытаясь излагать их языком цифр. В те времена, когда возникали, формировались государствен ные структуры, государственные образования Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

этому процессу способствовало и научное познание, представленное некоей единой системой магических наук. И хотя сегодня мы определяем магию как «примитивную» науку, однако при знам, что многие е сведения и знания не только не сумели оценить по достоинству, но даже и не осознали в полном их объме.

Учные мужи, или маги, были важным звеном древнего государственного аппарата. Им был чужд наш недавний принцип: этого не может быть, поскольку этого не может быть никогда!

В свом деле они исповедали важный методологический подход – изучать в единстве микрокос мос (то есть человека) и макрокосмос (весь внешний мир, вплоть до самых отдалнных планет).

Ведущую роль в системе магических знаний играла философия, представленная в своей гармоничной целостности (с точки зрения сегодняшнего дня, позитивистская философия. Но мы то с вами свидетели, куда зашла философия, «мать всех наук», в нынешнем столетии). Рядом с философией шла у древних астрология со своими разделами – астрономией и астроманцией.

Астрономы изучали движение звзд, планет, измеряли их пути, астроманты давали толкование, как эти небесные тела влияют на мир и жизнь человека. Со временем термин «астроманция» по терял сво значение, его место заменила астрология.

Как пути астрономии и астрологии, так и их роль начали расходиться. Первая ограничила сферу своего действия точными вычислениями, наблюдениями, усовершенствованием их техни ки. А астрология? Здесь перемены шли по линии улучшения е исходной системы. Астрологи учитывали важнейшие перемены, открытия в астрономической науке, приводя в соответствие с ними свод своих данных.

В Германии вплоть до 1820 года астрология входила в университетский курс обучения. За тем как научная дисциплина она была отменена. Но в 1935 году Гитлер сделал из астрологии имперскую дисциплину, Reichsfachschaft. У него было особое отношекие к астрологии. В году немецкий астролог Соботтендорф посоветовал ему не предпринимать ничего важного в но ябре того же года. Гитлер пренебрг расчтом астролога, затеял Мюнхенский путч, проиграл и попал в тюрьму. Суеверный фюрер решил впредь не рисковать и ориентироваться не только на свои внутренние озарения, но и на астрологию. Но астрология астрологией, а судьба – судьбой… Насколько достоверно утверждение, что астрология – это сплошное суеверие? В тех случа ях, когда она предстат в свом дешвом виде, преследует явно коммерческие цели, – об этом говорить можно. В США чуть ли не на каждом вокзале, да и в других местах, установлены ком пьютеры. Вы бросаете 5 долларов – и получаете свой гороскоп. Стало своего рода модой прино сить в подарок новорожднным их гороскоп, рассчитанный ЭВМ. Так что ребнок вместе с сос кой-пустышкой получает ещ одну пустышку – карточку со своим гороскопом, предсказаниями будущей судьбы. Возможны ли они?

У астрологов нет единства в интерпретациях и составлении гороскопов. Договориться между собой могут те из них, кто опирается на одну и ту же систему, да и то не всегда. Что учи тывает астролог? Положение Солнца, Луны, других планет, двенадцать созвездий Зодиака, две надцать астрологических «домов», Асцендент, Десцендент, приблизительно десять простран ственных параметров («углов») и множество других элементов. Взаимная их комбинация – это квадромиллионы комбинаций, некоторые будут иметь приблизительно одинаковое значение;

другие смогут играть только подчиннную роль. Только вот как определить, что в нашей жизни играет главную, а что – подчиннную роль? Как часто многое решает незначительная, на первый взгляд, мелочь!

Непредставимое множество вариантов учитывает вс, но где гарантия, что мы выберем са мое необходимое? В совершенно иной ситуации окажется астролог, когда мы ему, допустим, скажем: «Со мной произошла непонятная автокатастрофа». Тут он сможет предложить сразу не сколько обоснований, почему она должна была произойти. Но вот прогнозировать судьбу одного человека со всеми его настроениями и поворотами в настроениях, с вариабельностью психиче ских и физиологических процессов пока что нельзя. И современные ЭВМ здесь не помогут. С их помощью можно только с определнной вероятностью обозначить тенденцию будущего разви тия.

В нашем распоряжении пока что самая совершенная и комплексная система оценки – чело веческий мозг. С его рабочей армией из 7 тысяч миллиардов полупроводниковых элементов, находящихся в действии, и такой же армии, стоящей в резерве. Представьте себе тысячу теле фонных станций, каждая из которых, располагая примерно четырьмя миллионами линий, могла Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

бы обслуживать Нью-Йорк. По этим линиям одновременно идут телефонные разговоры. И хотя вообразить такое трудно, приведнное сравнение призвано дать представление о мощности при ма информации нашего мозга, его колоссальных резервах. Недаром же существуют люди с раз витым интуитивным мышлением, способные угадывать то, что для других неуловимо.

А какова же здесь, собственно, роль гороскопа? Может быть, это только средство сосредо точения и с таким же успехом можно рисовать пальцем на песке? И не является ли главной предпосылкой для оптимальной интерпретации гороскопа способность человека к ясновидению, получающая импульс от некоторых данных гороскопа? Или лицо с сильно развитыми ясновид ческими способностями просто является потенциальным и бессознательным астрологом, «счи тывающим вс со звзд»? Может быть, истина где-то посредине, между обоими этими способа ми предвидения?

Вот сколько вопросов. Исчерпывающий ответ на них впереди.

Астрология ставит перед нами ещ одну важную проблему: какова мера предопределнно сти, «судьбы» для каждого отдельного человека? Наша жизнь во многом детерминирована – это бесспорный факт. То, что мы появились на свет у определнных родителей, с определнной наследственностью, в определнной стране, среде, в определнный день, – уже это программи рует наше будущее развитие. В то же время, эту детерминированность мы можем преодолевать, и преодолевать двумя способами: приобретая образование и культивируя волю. Второй фактор, хотя и связан взаимно с первым, намного существеннее.

Сейчас вряд ли кто возьмтся отрицать факторы влияния на окружающий мир внешней среды. От фаз Луны зависит морской прилив и отлив. Некоторые живые существа способны размножаться только при определнных фазах ночного светила. Обнаружены связи между пят нами на Солнце и автокатастрофами, между магнитными бурями и ошибками лтчиков. В Нор вегии валят деревья с учтом лунных фаз – от этого зависит скорость высыхания древесины.

Сельские жители с полуострова Бретань издавна знают, что если сеять клевер при нарастающем приливе, он вырастет густым и пышным. Посеянный при низкой воде или во время отлива, он вообще не даст урожай. Ещ Плиний полагал, что у подобной веры есть сво рациональное зер но. К этому можно добавить опыт тех, кто живт на побережье Франции, Португалии. В той же Бретани считали, что люди появляются на свет исключительно во время приливов, а умирают, когда наступает морской отлив. Шекспир дат своему Фальстафу умереть между полночью и ча сом, когда «поворачивается море».

Наши бабки-травницы собирали одни лечебные травы до полной Луны, другие – после полнолуния, третьи – когда Луна была на ущербе. В старых крестьянских календарях давались советы, когда и что делать с учтом лунных фаз. Таких советов было множество, правда, подчас они противоречили друг другу.

Применительно к нашему времени мы говорим о космических факторах, влияющих на фи зиологические и нейрофизиологические процессы человека и через них на его психику, а от не – снова на процессы физиологические и нейрофизиологические. Некоторые люди начинают ис пытывать беспокойство при усилении определнных гравитационных космических влияний, чреватых землетрясениями. Гораздо интенсивнее на этот фактор реагируют животные, ибо, в от личие от человека, у них с природой более тесная связь. Мы уже давно утратили такую связь – между собой, природой и всей Вселенной. Ту связь, которую устанавливали мыслители древно сти, ту, которую определяли самые мудрые из современных учных – Вернадский и Чижевский.

Известный чешский учный Рудольф Томашек, обратившись к астрологии, на основе е методов попытался обнаружить влияние отдельных космических тел на землетрясения. Эти свя зи – между их эпицентрами и положением отдельных космических тел – он проследил за по следние сто лет. Закономерности, к которым он пришл, по его мнению, позволяют прогнозиро вать эти грозные явления природы. С опережением на год Р. Томашек предсказал землетрясения на Аляске и в Ташкенте. Характерно, что проделанная работа в свою очередь показала, что в старинной астроманции ещ живо, а что относится к фикциям, иллюзиям.

Размышляя о сущности жизни, А. Л. Чижевский отошл от традиционного представления о ней как о результате случайной игры одних лишь земных сил. Он видел здесь влияние творче ской динамики Космоса на внутренний материал Земли. Она живт динамикой этих сил, и серд це каждого организма, писал этот замечательный учный, звучит в согласии с сердцем Космоса.

Давняя астроманция-астрология не была лишь пустой забавой. Это бертся доказывать ав Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

тор книги, Сергей Алексеевич Вронский, доктор медицины, доктор философии, профессиональ ный астролог. Он задумал серию книг, знакомящих читателей с методами, принципами, возмож ностями научной астрологии, с той ролью, которую занимает работа астролога в современном обществе. Его цель – сделать понятной, доступной область знания, о которой советские читатели до сих пор судят понаслышке. Достаточно посмотреть оглавление книги, чтобы оценить е прак тический охват – от сведений о собственном ребнке, рекомендаций самого разного рода на все дни недели до советов огородникам и садоводам. Автором книги движет желание помочь людям найти себя, сво место в жизни, строить е на разумных, здоровых основах. У астролога здесь своя система подсказок и помощи.

Учитывая, что современной астрологической литературы на русском языке практически нет, появление первой книги С. Вронского из задуманной им серии – приметное явление.

Д-р Зденек Рейдак, заведующий научно-исследовательским Центром психотроники и ювенологии Москва – Прага, 6 ноября 1989 года Автор выражает признательность руководителю отделения научной астрологии НТЦ Всесоюзной ассоциации «ЭНИО» А. В. Зараеву за участие в подготовке рукописи.

ОБ АВТОРЕ В одном из немногих газетных интервью с Сергеем Алексеевичем Вронским было сказано так: «Хирург, психотерапевт, психолог, социолог, биорадиолог, профессор, почтный доктор ме дицины, доктор философии и, пожалуй, единственный в нашей стране дипломированный специ алист по научной астрологии, которая в тридцатых годах во всм мире стала официально при знанной наукой – космобиологией. И это вс один и тот же человек».

Каждый год его фантастической жизни мог бы стать сюжетом приключенческого романа.

Потомок старинного польского рода, чудом уцелевший при расстреле всей семьи, он оказался студентом Биорадиологического института, организованного «третьим рейхом», где читали лек ции тибетские ламы, индийские йоги, китайские врачи. Биорадиологические методы лечения до полнялись знаниями научной астрологии. В 1942 году по приказу Сталина он переск границу СССР. Ранения, операции, лагеря… С 1963 года С. Вронский живт в Москве.

Он называет космобиологию наукой познания себя и своих возможностей, трактует раз личные явления на Земле, судьбы планет и судьбу каждого человека, исходя из космических влияний.

Перед вами интересная книга интересного автора. Книга с продолжением.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ В астрологии случайностей нет – вс происходит в строгих рамках космобиологических правил и космических закономерностей.

Тот отпечаток, который накладывает на жизнь и судьбу человека влияние планет и звзд в миг его рождения, со временем только развивается, углубляется и остатся до конца его жизни.

Сергей Вронский СОВСЕМ НЕМНОГО О СЕБЕ Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Эта книга посвящается моим близким, друзьям и единомышленникам, которые поддержали меня – и материально, и морально, когда я проходил «сталинские университеты» в потьминских лагерях.

Эта книга посвящается также моим оппонентам и тем «доброжелателям», чьим усилиям я обязан своим образом жизни «бывшего» – до самого начала Третьей русской революции – ЭПОХИ ПЕРЕСТРОЙКИ.

Эта книга посвящается и тем, кто покупал мои стихи, песни, композиции и выручал меня такого рода материальной поддержкой.

Я выжил – и за это всем вам большое спасибо!

Я не писатель. Я – бывший военный врач, хирург и психотерапевт, биорадиолог и космо биолог, психолог и социолог. Всю свою сознательную жизнь я старался быть честным и спра ведливым, добросовестным и порядочным человеком, хотя за долгие годы были, наверное, и случаи обмана и самообмана, и блуждание «в трх соснах». Но разве от этого кто-нибудь застра хован?

Я безмерно люблю классическую музыку, сочинения Бетховена и Паганини, Моцарта и Россини, церковную органную музыку – здесь свои неповторимые имена: Бах, Гайдн, Гендель;

люблю классическую живопись, искусство ваяния, классический балет и классическую литера туру, особенно древнегреческие диалоги.

Уже с детства притягивали меня тайны природы и человека, тайны космоса и Вселенной.

Превыше всего стала для меня эта область сокровенного знания и связанная с ней эксперимен тальная и исследовательская работа. Я дважды подвергал себя радиоактивному воздействию, но мною двигало не безумие, не жажда риска, а беспредельная любовь к науке, жажда нового.

Один из поворотов в моей судьбе связан был с писателем Александром Фадеевым. Вместе со своим спутником он разыскал меня в военном госпитале № 2810 и затем № 4915 в Брусовскок районе на Валдае. Фадеев привз деньги и хотел заключить е мной договор на книгу о моей жизни. «Мне о вас много рассказывали Ю. В. А., с которым вы знакомы с 1938 года, и К. К. Р., у родственников которого вы были в Польше», – сказал мне Фадеев.

Но я не поверил приехавшим. Ко мне уже приходили с подобным предложением до этого, когда я находился в военном госпитале № 281 в Ярославле, ничего не слышал, плохо видел и только-только начинал учиться ходить заново. Я не поверил приехавшим и только намного поз же понял, что намерения у них были самые благородные. Когда я это понял, я попросил изви нить меня, тогдашнего. Александр Фадеев и Зиновий Окунчиков, он был международный судья по конному спорту, познакомили меня с московскими и ленинградскими учными – Малинов ским, Геллерштейном, Васильевым.

Я приехал в Москву 4 февраля 1963 года. С того времени началась настоящая научная «подпольная» работа. «Подпольная» потому, что велась она не в лабораториях или институтах, а на частных квартирах. «Астрология? – Это буржуазная лженаука! – Биорадиологический метод лечения? – Такого не бывает, это обман и самообман! – Экстрасенсы, телепаты? – Их и быть не может!»

В таких обстоятельствах, при таком отношении нам и приходилось работать. И не так уж давно были эти 60-е годы, когда на нас смотрели как на явных инакомыслящих, как на людей антисоциальных, представляющих особую опасность для подрастающего поколения. Соломон Геллерштейн умер своей смертью, а вот профессора Леонида Васильева травили, травили, пока не погубили окончательно. Но об этих временах я напишу в другой главе.

Более двадцати лет я получаю сотни писем. Я их систематизирую, подбираю по темам, по кругу проблем. Интерес к ним не иссяк за эти десятилетия. Они актуальны и до сих пор. Эта книга – ответ на ваши вопросы, как устные, так и письменные. С них я начинаю каждую главу.

Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Двенадцать знаков Зодиака и двенадцать Полей гороскопа. Старинная гравюра Глава первая АСТРОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Когда-то астрология уже сделала внушительные попытки обратить на себя внимание всего культурного мира. Она проникла во многие сферы и области жизни людей.

Такое проникновение возможно только для универсальных учений.

Высочайшие мировые культуры погибли, но астрология осталась.

Она живуча так же, как живуче и само человечество.

Франц Болл Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

«Вера в звзды и толкование звзд»

«Сергей Алексеевич! Знаем, что Вы последний русский дипломированный астролог космобиолог. Каково положение астрологии в современном мире? Почему растт к ней интерес не только за рубежом, но и в нашей стране? Можно ли говорить о советских астрологах, и есть ли у них перспективы для работы?» – это вопросы В. Ивановой (Москва), Е. Панфиловой (Мос ковская область), Е. Золоторовой и М. Молчановой (Ленинград). И многих других.

Действительно, в последнее время буквально во всм мире явно возрос интерес к астроло гии, одной из древнейших наук, рожднных пытливостью и любознательностью человека, его извечным стремлением и потребностью творить и созидать, исследовать и анализировать окру жающий мир, знать не только тайны природы, Вселенной, но и самого себя, знать свою судьбу, сво будущее.

Многие современные науки выросли из колыбели древних наук: химия – из алхимии, фи зика – из метафизики, медицина имела своими древними предшественниками шаманство, зна харство. Научная астрология, или, как е теперь называют, космобиология, уходит своими кор нями в древнюю и классическую астрологию. Нередко наука сегодняшнего дня – это суеверие вчерашнего, а суеверие сегодняшнего дня может стать наукой дня завтрашнего.

Во Вселенной происходит вечный и бесконечный круговорот бесчисленных процессов эволюции и революций, прогресса и регресса, которые во многом взаимосвязаны между собой.

Как в космических, так и в земных процессах наблюдается весьма тесная взаимосвязь между ко нечным и бесконечным, абсолютным и относительным, изменяющимся и сохраняющимся… Та ков закон диалектики природы… С этим мы должны примириться. Это мы должны восприни мать и усвоить. Этим мы должны руководствоваться во вс время нашего существования на Земле.

В своих поисках XX век обращается к изучению астрологии, е основ и закономерностей, особенно же космических влияний на подлунную сферу и Землю. Сегодня научная астрология охватывает и исследует не только влияние нашего главного светила и всех планет солнечной си стемы, многих звзд и других галактик. Эти пределы раздвинуты до всей космической системы Вселенной. Для этой цели за рубежом создаются научные комплексы, используются архивы раз личных статистических управлений и ведомств, применяется электронная вычислительная тех ника.

А у нас? Можно сказать, что эпоха гласности и открытости, эпоха нового мышления дарит нам ключ от будущего дворца астрологической науки. Что период 60-летнего запрета и подполья кончился – это уже ясно. Научная астрология в нашей стране начинает сво законное существо вание. Все существующие незаконные и неформальные астрологические группировки должны объединиться в общий союз. Ближайшая наша задача – учреждение Ассоциации советских аст рологов, которая будет координировать всю нашу научную деятельность, проверять и контроли ровать работу отдельных астрологов-практиков. То, что научная астрология со временем дей ствительно займт сво место среди других наук – это не вызывает ни малейшего сомнения.

Здесь уже вопрос только времени.

Мои корреспонденты А. Калужный (Москва), Л. Зариньш (Рига), З. Иваненко (Киев) спра шивают о наших оппонентах и противниках. Прежде всего, их действительно много. До 1970 го да, когда в Большой Советской Энциклопедии астрология названа ложным учением, о ней вооб ще мало что знали. Даже для большинства наших учных она являлась если не лженаукой, то наукой малоизвестной, больше основанной на легендах самого различного, часто противоречи вого характера, чем на достоверной информации. У нас попросту не было компетентных людей.

По существу я был единственным представителем научной астрологии. Это не секрет, что моими знаниями пользовались многие высокопоставленные лица, но это положения не меняло. На деле наша наука имела только статус де факто. За это время много воды утекло, многое мы растеряли, отстав от других стран на десятки лет. Учиться было негде, такие кафедры в наших институтах пока отсутствуют, а дореволюционная литература, существовавшая в переводах, явно устарела и сегодня уже не годится. Так невежество, незнание, с одной стороны, непонимание, предвзятое отношение – с другой, соединившись, препятствовали обретению научной астрологии е совре менных форм.

Вот Ю. Бондаренко в свом письме спрашивает, почему наука Нового времени и техниче Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

ский прогресс не смели астрологию и прочие суеверия, почему вновь и вновь звучат имена Но страдамуса и других пророков? Так и напрашивается автору письма ответный вопрос: как же это «суеверие» смогло просуществовать столько тысячелетий и дожить до наших дней, до своего третьего расцвета? Этого бы не случилось, не будь у «суеверия» рационального зерна, научно обоснованных истин. Но как астрологическая наука – это не суеверие, как и астрологические ко лонки в газетах и журналах – это ещ не астрологическая наука. У дипломированных специали стов они называются «ярмарочной астрологией». Они вызывают интерес, приобретают популяр ность, но грош им цена, так как задуманы они, что называется, для ширпотреба, для увеличения тиража печатных изданий.

В одном Ю. Бондаренко прав, когда он говорит, что участь астрологии при тоталитарных режимах, устанавливающих свою духовную монополию, незавидна. Диктаторы астрологию не любят. Это доказал Сталин, это доказал Гитлер. Но и они не смогли уничтожить эту науку.

Те, кто следит за нашей наукой, видят, как далеко она шагнула вперд, оставив от класси ческой астрологии фундаментальные положения, разрабатывая совершенно новую методику, от давая предпочтение каузальной, то есть причинной форме мышления, и т.д. и т.п. Теперь уже каждому школьнику известна связь между космическими ритмами, с одной стороны, и с погодой на Земле, с землетрясениями и наводнениями, засухами и урожаями, болезнями, эпидемиями и пандемиями, политическими и экономическими кризисами – с другой. Весомые аргументы, сни мающие с астрологии ложные обвинения в ненаучности, привлекают на е сторону вс больше и больше приверженцев и защитников из числа учных. В новой мантии учного XX века древняя астрология ожила и окрепла. На не смотрят сегодня как на науку с ещ непредвиденным буду щим, а е дипломированные специалисты – космобиологи, космопсихологи во многих странах мира занимают официальные посты и должности в самых разных сферах и областях науки и техники, искусства, образования, производства и транспорта, спортивного мира. В крупнейших трестах и концернах консультант-космобиолог входит в директорские советы (без права голоса).

Его присутствие практически оправдано. Если бы этого не было, астролог не выдержал бы кон куренции с другими специалистами, а астрология не получила бы такой солидной научной базы, которой она сегодня располагает. Обширные разработанные системы позволяют рассматривать каждый отдельный фактор в совокупности с целым.

Что стоит за научной астрологией? Не только возможность узнать судьбу человека, но и изменить его природу в нужном направлении, составить такую программу комплексного изуче ния всех факторов жизни людей, которая может служить им чисто в практических целях. В том, что наша наука – один из элементов культуры человечества, и состоит е общественная роль.

Отбросив предубежднность, вы увидите в ней одну из форм общественного сознания, основан ного на совокупности исторически накопленных и систематизированных знаний о влиянии пла нет и звзд на подлунную сферу Земли и всех е обитателей.

Какими я вижу пути развития научной астрологии в нашей стране? Наибольший успех спо собны принести небольшие, из 7 – 10 человек, кооперативы, бюро или конторы, обслуживающие крупные коллективы. Но об этом – позже. Сейчас же я обращусь к письмам А. Кареч из Молда вии, М. Башко из Харькова, Светлина из Владивостока. Они просят рассказать о различных направлениях нашей науки, зная о них лишь понаслышке.

Действительно, научная астрология имеет свои весьма специфические направления или разделы. Назову наиболее популярные из них.

Натальная астрология. Она занимается изучением, анализом и определением всего, что связано с человеком и его судьбой. Раскрывает темперамент человека, его характер, нрав и отли чительные черты, его интеллект, таланты и способности, склонности и интересы, его профори ентацию и специальность по призванию, продвижение по службе, перемены профессии или спе циальности. Она подскажет, в каких делах можно ожидать успех, а в каких – нет, предвидится ли перемена местожительства, будут ли дальние поездки и долговременные путешествия;

в этом круге – брак и супружеская жизнь, дети. Натальная астрология – это знание о материальном по ложении человека, его духовном уровне, его друзьях и приятелях, о любовной жизни и различ ных тайнах и секретах. В е сфере – состояние здоровья человека, его возможные болезни, ука зание всех слабых мест организма и т.д.

Мунданная астрология рассматривает и анализирует влияние космических факторов на племена, народы, нации, на отдельные города и государства, на целые регионы и континенты. С Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

помощью мунданной астрологии были задолго предсказаны Великая французская и русская ре волюции, финансовый бум в США в 1907 году и великий экономический кризис 1933 года. За ранее были предсказаны исход русско-японской войны 1904/1905 годов, исход Первой и Второй мировых войн, начало эпохи перестройки в 1985 году в Советском Союзе и многое другое.

Медицинская астрология. Само название говорит за себя: здесь диагностика и лечение, хирургическое вмешательство и профилактика как соматических, так и психических заболева ний. Ещ отец медицины Гиппократ говорил: «Ни один врач не может успешно пользоваться медицинской наукой, если он не знаком с астрологией».

Величайший медик древности был прав. Те врачи и те хирурги, которые применяют в ра боте наши рекомендации (а в Москве у меня таких врачей уже больше 30), работают более успешно, чем другие. За рубежом существуют даже специальные школы, где после окончания медицинского института или факультета изучается медицинская астрология.

Метеорологическая астрология изучает связи различных космических факторов с фор мированием климата на Земле, погоду в отдельных регионах с возможными природными ката клизмами. Е основателем и отцом считается великий немецкий учный, философ-идеалист, ма тематик и физик, юрист и историк, языковед и изобретатель, астролог и метеоролог Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716). Характерно, что его астрологические расчты в этой области, сделанные для Германии, применяются до сих пор.

Хорарная астрология рассматривает и анализирует карту Хорара, составленную в момент рождения какой-либо идеи, мысли или вопроса, или на момент события, или на момент обраще ния человека с вопросом к астрологу. Она занимается метагнозированием и прогнозированием времени или исхода какого-либо события, особенно если оно должно происходить согласно диа гнозу Карты Гороскопа рождения, с использованием различных методов астропрогноза. Она свя зана со всеми жизненными моментами человека.

Аграрная астрология. Являясь одной из древнейших ветвей астрологической науки, она рекомендует, когда и что сеять или сажать.

За рубежом деятельность астрологов-практиков довольно чтко специализирована. Самые популярные сферы – биоритмология, космо– или астропсихология, хронобиология, криминоло гия. Астролог-биоритмолог обслуживает автомобильный и железнодорожный транспорт, воз душный и морской флот, ГАИ и оперативные группы уголовного розыска, группы захвата, службу безопасности и все е разветвления. Свой астролог-биоритмолог есть на шахтах, в спор те, особенно в таких его опасных видах, как альпинизм, горные лыжи, автогонки.

Космо– или астропсихология не только привлекает внимание учных, психологов или со циологов, но оказывает заметное влияние и на обыденном уровне, обогащая такие сферы психо логии, как понятия о совместимости и несовместимости людей, их типология и характерология.

Астролог-космопсихолог с весьма большой наджностью указывает своим клиентам на бо лее верный и более краткий путь как к жизненным и профессиональным, так и к супружеским и семейным успехам в соответствии с сильными и слабыми, позитивными и негативными чертами их темперамента, характера и нрава, с индивидуальными свойствами и качествами их соматики и психики. Помогая при выборе профессии, он избавляет человека от самообмана и заблужде ний, от горечи разочарования. Он может подсказать, кто мог бы стать верным и преданным спутником жизни. Он подскажет, как вести себя в сфере интимной жизни, чтобы дети родились с тем или иным талантом, способностями, наклонностями или имели бы те или иные отличитель ные черты, свойства, качества характера и нрава. В его силах дать совет, с кем данный человек может и должен поддерживать связь, контакты, знакомство, с кем можно дружить, кого следует избегать, остерегаться. Он предупредит о возможных врагах, как явных, так и тайных.

Астролог-хронобиолог, как правило, это медик, который занимается изучением и исследо ванием биоритмов, присущих живой материи, в том числе и человеку – как на организменном и органном, так и на клеточном и биохимическом уровнях. Помогая больному выбирать соответ ствующие лекарственные средства, он укажет на самое благоприятное время их прима, преду предит о возможном следующем рецидиве болезни.

Астролог-криминолог – это эксперт, определяющий, когда у того или иного преступника возможен новый срыв, виновен ли данный человек в том или ином преступлении, совершнном в то или иное время, или не виновен вовсе и т.д.

Работа астролога очень кропотливая, так как состоит из обработки многочисленных расч Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

тов. Мы с большой вероятностью прогнозируем возможные результаты выступления любого спортсмена. Для людей науки мы указываем периоды времени, наиболее благоприятные для научно-исследовательской работы, для защиты диссертации, для публикации своих трудов, ста тей, для успешного публичного выступления и т.д. и т.п. Хирургам мы указываем дни и часы, когда категорически исключается хирургическое вмешательство над тем или иным органом или частью тела и, наоборот, какие дни и часы наиболее благоприятны как для самого хирурга, так и для его пациента.

С математической точки зрения астрология является точной наукой. Результат чтения и анализа Карты Гороскопа зависит как от расчта, вычисления и правильного составления техни ческой документации, так, разумеется, и от способности астролога правдиво оценить и проана лизировать все эти многочисленные показания.

Вопрос о влиянии космических факторов на биосферу Земли в любом компетентном науч ном обществе с повестки дня давно снят. Эта проблема решена фундаментальными исследова ниями учных многих стран мира, и решена весьма успешно. Установлено, что основным фено меном космического влияния на Землю являются все виды излучения и вибрации, создаваемые небесными телами во время их прохождения через 12 созвездий Зодиака и 12 зодиакальных зна ков.

Установлено и другое: космическое пространство Вселенной – это не вакуум, не пустота, оно заполнено не только газом и космической пылью, но и различными физическими полями – электрическими, магнитными и другими, создаваемыми радиоволнами, рентгеновскими и дру гими излучениями всех космических тел Вселенной – планет и звзд, галактик, туманностей и других.

Все возмущения на Солнце, но особенно электромагнитная и корпускулярная радиация, со здавая электрические и магнитные бури и другие феномены в атмосфере, ионосфере и биосфере Земли, влекут за собой возрастающее число аварий и катастроф на транспорте, несчастных слу чаев на производстве, смертельных исходов в больницах. Одновременно они усиливают взрыво опасность конфликтных ситуаций как в семье, рабочих коллективах, так и в отдельных группах общества, в толпе и в массах народа.

В такие периоды у людей заметно обостряются все хронические заболевания, особенно он кологического характера, усиливаются функциональные расстройства нервно-психической и сердечно-сосудистой систем, увеличивается число абортов и выкидышей, преждевременных ро дов, появление на свет неполноценных детей. Отмечено возрастание самого различного рода и характера приступов и припадков, инфарктов миокарда и лгких, мозговых инсультов. Изменя ются показатели крови не только у больных, но и у здоровых людей: лейкоцитов становится меньше, число лимфоцитов возрастает, а эритроциты имеют тенденцию усиливать свой электри ческий заряд.

Столь же сильно влияние на земную жизнь нашей спутницы Луны. Здесь и е многоликие воздействия на влагообмен – у животных, растений, деревьев, людей, в мировом океане. Лучше всего взять кровь у донора в полнолуние – тогда она течт более свободно, чем в другое время, зато создат определнные трудности для хирургов во время сложных и длительных операций.

Луна оказывает сво влияние на психику человека, усиливая его восприимчивость и впечатли тельность, она увеличивает его биорадиологический потенциал во всех направлениях.

Совокупность всех космических влияний в момент рождения человека, наследственность и окружающая среда, социальные и климатические условия и ещ многие другие земные факторы создают и составляют определнные предпосылки для формирования конституции и темпера мента человека, характера и нрава, его физических, духовных, эмоциональных и психических отличительных черт, талантов и способностей. Отсюда же его предрасположение к тем или иным заболеваниям. Вс это, вместе взятое, и определяет судьбу каждого отдельного индивиду ума.

Люди старшего поколения хорошо помнят, как в 30-е годы и позже были преданы анафеме учные – пионеры отечественной генетики и кибернетики. Сейчас эти науки вновь набирают си лу. Я совершенно убеждн, что такое же будущее у нашей отечественной научной астрологии – космобиологии. Только дайте ей зелный свет, право свободного развития.

Я убеждн и в другом – только позитивными результатами можно убедить наших ярых, но Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

совершенно некомпетентных противников и врагов всех чинов и всех рангов, головы которых десятилетиями засорены неполноценной, несправедливой, и прямо-таки злоумышленно иска жнной информацией как местных фабрикации, так и импортированной из-за рубежа.

Этому невежественному скептицизму и недоверию, этой недоброжелательности должен быть создан заслон и положен конец. Во имя интересов нашего народа, нашего государства.

С чувством большой радости и ответственности я призываю всех отечественных астроло гов, приверженцев нашей науки и всех доброжелателей начать справедливую борьбу за легали зацию научной астрологии и за наши права.

На многочисленные вопросы, чем я сейчас занимаюсь и каковы мои планы на будущее, мо гу ответить. Имея на руках официальное разрешение работать по этой специальности – РЕГИ СТРАЦИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ А № 504134, я выполняю заказы как отдельных людей, так и целых коллективов, делая для них расчты индивидуальных биоритмов – критических дней и индивидуальных космограмм-гороскопов. А в ближайшие планы входит подготовка лекций полного университетского курса по НАУЧНОЙ АСТРОЛОГИИ, которые должен буду читать осенью 1990/91 учебного года.

В этой связи выделю из читательского потока одно письмо, от А. Силыня из Риги. Она пи шет: «Я хотела бы окончить астрологический институт в то время, когда лекции там будете чи тать Вы. Дело в том, что у меня сохранились Ваши старые лекции (вернее, часть их), у которых имеется дата – 1937 год. Их я сама перевела с немецкого на латышский язык. Очень прошу Вас сообщить, где и когда будут читаться Ваши лекции, сколько будут стоить и какие документы нужно для этого представить».

Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Таких писем-заявок у меня уже не один десяток. Ответом на них во многом и должна стать моя книга.

Если бы астрологическая наука не имела полезного применения в делах повседневной жизни, если бы она не бросала спасательный круг людям в неблагоприятных для них ситуациях, если бы не давала надежды, не улучшала нашего мышления, – с ней не были бы связаны люди с мировым именем и бессмертной славой. Геродот и Пифагор, Сократ и Платон, Гиппократ и Ари стотель – представители древнего мира, Альберт Великий и Фома Аквинский, Коперник и Кеплер, Тихо Браге и Галилей, представляющие средневековье, Френсис Бэкон, Спиноза, Лейб ниц и Шлегель, Новалис и Фехнер, Гте, Вальтер Скотт и Стендаль – все они были сведущими Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

астрологами, применявшими эти правила и закономерности в своей жизни и работе.

Я назову целый ряд учных-астрологов, своими поразительно точными прогнозами дока завших, что игра стоит свеч. В их числе Клавдий Птолемей и Корнелиус Агриппа, Эразм Роттер дамский и Мишель Нострадамус, Моринус и Иоганн Кеплер, Пауль Фламбарг, его ученик и мой учитель Эрнст Крафт. В этом ряду Рафаэль и Сефариал, Алан Лео, Сельва и Абель Натаан, Валь тер Кох, Луи де Воль и многие другие.

Чтобы стать хорошим астрологом, нужно терпеливо учиться в течение 4 – 5 лет, затем тща тельно проверять свои знания, космобиологические правила и закономерности как на свом соб ственном гороскопе, так и на гороскопах своих близких и друзей. И только после этого наступит черд будущей клиентуры. Потребуется с высокой математической точностью сделать Техниче скую Документацию, затем построить Карту Гороскопа рождения, так называемый Натальный Гороскоп, или Радикс, на любой момент времени и для любого места земного шара. Для постро ения аспектов в Гороскопе, анализа и синтеза планетарной информации Радикса надо уметь про изводить расчты, используя при этом астрологические таблицы, различные методы астропро гнозирования и знание планетарных циклов (транзитов) и их аспектов с Радиксом.

Есть и другая сторона жизни космобиолога – этическая. Заповедь подлинного астролога: не употребляй свои знания во зло или только на самообогащение. Не нужно разубеждать тех людей, которые не верят в нашу науку. Это не только бесполезно, но в некоторых случаях и противопо казано. Астролог должен манипулировать только фактами, наши метагнозы или прогнозы – лучшее из доказательств для скептика. Определите какое-либо важною событие в его жизни с точным вычислением времени, когда оно должно произойти, зафиксируйте его на бумаге, запе чатайте в конверт и откройте его только после того, как этот прогноз осуществится. Для любого скептика это послужит хорошим уроком. С таким же успехом скептику можно определить собы тия прошлого и даже давно забытого времени.

Как правило, человек, неожиданно и сильно переживший печальное событие, легко подда тся и убеждению и переубеждению. Обладая здравым рассудком, он поймт, что астролог мог бы избавить его от последствий недоверия и недальновидности, если бы только он с самого начала прислушался к его совету.

Разумеется, есть вещи, не предсказуемые даже самым искусным дедуктивным умом. Стоя на пороге своего дома, человек не может судить и знать о несчастье, которое ждт его на дороге, на улице, иначе он принял бы меры, чтобы его избежать. Когда мне говорят: «Не все люди под вергаются таким случайностям», – я отвечаю: «Это верно, не все. Но у всех умирают близкие и дорогие им люди, практически все теряют здоровье, страдают от болезней, терпят превратности судьбы. А уж здесь – обширное поле деятельности для научной астрологии».

В моих лекциях приводится немало гороскопов исторических деятелей, с которыми я непременно знакомлю своих слушателей. Сейчас я расскажу о гороскопе Альбрехта Баллен штейна, составленном самим Кеплером.

Краткие данные: Альбрехт Венцель Евсевий Валленштейн (род. 24 сентября 1583 г., убит 25 февраля 1634 г.), полководец, имперский главнокомандующий в Тридцатилетней войне – 1648 гг. По происхождению – чешский дворянин. С 1624 года – герцог Фридландский. За по беду над Э. Мансфельдом в 1626 г. получил от императора Фердинанда II герцогство Меклен бург, княжество Заган и титул генерала Океанического и Балтийского морей (1628 г.). Был убит приверженцами императора Рудольфа II 25 февраля 1634 года в 10 час. 30 мин. вечера.

Итак, в 1608 году в Праге жил и практиковал известный в те времена медик д-р Штромай ер. К нему обратился Валленштейн с просьбой устроить ему встречу с Кеплером, в то время уже известным астрономом и астрологом. Это было сделано. Правда, Валленштейн встретился с Кеплером инкогнито и попросил его составить для него гороскоп. Кеплер, не узнавший заказчи ка, взял у него точные данные о времени и месте рождения: 24 сентября 1583 года, 4 часа и минут после обеда, Германица. Он рассчитал гороскоп в двух вариантах – с АСЦЕНДЕНТОМ в 10-м и 17-м градусах ВОДОЛЕЯ. И только позднее, по уже готовой Карте гороскопа, Кеплер по чувствовал, что неизвестный господин не кто иной, как сам Альбрехт фон Валленштейн.

В своей интерпретации гороскопа Валленштейна, рассчитав точную оппозицию между планетами МЕРКУРИЙ и ЮПИТЕР, Кеплер сделал следующую запись: «То, что МЕРКУРИЙ находится в точной оппозиции с ЮПИТЕРОМ, дат мне основание утверждать, что этот госпо дин очень суеверен, что он держит под своей властью множество людей, и не простых, а воору Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

жнных, из-за чего его собственная личность попадает в страшнейшую путаницу и вызывает большое смущение».

Кеплер очень точно вычислил дальнейшую судьбу Валленштейна и конец его жизни.

Предсказание его сбылось, несмотря на то, что в то время не был ещ открыт УРАН, который находился на 24 градусе ВОДОЛЕЯ, то есть в I ПОЛЕ гороскопа, где он, как правило, символи зирует беспокойный окружающий мир, беспокойство в собственной душе, а главное – непосто янство судьбы со многими внезапными переменами и изменениями, переломами и поворотами.

В гороскопе второго варианта Валленштейн просил Кеплера уточнить и высчитать точное время «страшнейшей путаницы», на что Кеплер дал следующий ответ: «В марте месяце 1634 года СА ТУРН и ЮПИТЕР будут находиться в оппозиции с СОЛНЦЕМ, МЕРКУРИЕМ и ВЕНЕРОЙ, со здавая какой-то странный крест…»

25 февраля 1634 года, в 10 часов 30 минут вечера Валленштейн был убит приверженцами императора Рудольфа II.

Как известно, Валленштейн имел своего домашнего астролога в лице итальянца Сени из Падуи 1600 года рождения, но придворные подкупили его, опасаясь, как бы астролог не преду предил и не предостерг своего господина, и желая, чтобы он направил его по ложному пути.

Это пророчество Кеплера было изложено драматургом Шиллером в известной драме «Смерть Валленштейна».

Предрассудки и невежество – близнецы, препятствующие становлению и признанию науч ной астрологии как науки. Но шаг за шагом их оттесняли и продолжают оттеснять свет разума и стрелы истины. Научный мир старается восстановить сво древнее наследие. А для этого требу ется беспристрастное и точное исследование е методов средствами различных наук. И вовсе не потому, что астрологические истины нуждаются в подтверждении научных авторитетов, но в силу того, что некоторые учные оспаривают их, не приводя при этом весомых аргументов и фактов.

А теперь мне хотелось бы ответить на те письма, в которых главной темой является само понятие о пророчестве и прогнозировании. Для многих это явление мистическое, непонятное, а для некоторых – сродни гаданию на картах или на кофейной гуще.

Перед тем как объяснить, что такое «прогноз» и «прогнозирование», я приведу факты аст рологической деятельности одного из известнейших астрологов – Морена де Биллефранш. Его латинский псевдоним – Иоханнес Баптистус Моринус. Он родился 22 февраля 1583 года и про славился не только своим капитальным научным трудом «О детерминации», но и своими пред сказаниями.

Любимец французского короля Людовика XIII – Анри д'Эффиат, пользуясь королевским благорасположением, потребовал от ведущего астролога того времени Иоганнеса Морина сведе ния о своей судьбе и прогноз на ближайшие годы. Сначала Морин отказался выполнить это за дание, но после того, как д'Эффиат начал его обвинять в шарлатанстве и публично называл об манщиком, Морин, в конце концов, подчинился воле королевского любимца. Он предсказал ему насильственную смерть и позорный конец жизни, мотивируя свой прогноз тем, что у д'Эффиата в VIII ПОЛЕ гороскопа находится ЮПИТЕР вместе с МАРСОМ и СОЛНЦЕМ. Д'Эффиат долго издевался над астрологом, рассказывая эту историю и всюду, даже на королевских пирушках, вызывая у присутствующих бурный хохот. Единственный, кто оставался серьзным и спокой ным, был кардинал Ришелье. Но когда через три года Анри д'Эффиат действительно был казнн и обезглавлен, кардинал разыскал Морина и взял его к себе на службу в качестве личного астро лога.

Многие прогнозы Морина подтверждены самой историей, в том числе и прогноз для само го Ришелье, которому он предсказал тяжлую и мучительную смерть от неизлечимой болезни.

Так оно и случилось.

Как на особенно интересный случай влияния благодетельной планеты, находящейся в не счастливом XII ПОЛЕ гороскопа, Морин указывает на свой собственный гороскоп, с помощью которого он убедительно подтвердил, что находящаяся там благодетельная планета (в его случае – сам ЮПИТЕР) не в состоянии предотвратить человека от удара или предохранить его от угро жающей опасности. Действительно, Морин претерпел опасную болезнь, был тяжело ранен, а также не один раз подвергался угрозам насильственной смерти.

Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Единственно чем помог ему ЮПИТЕР – Морина не обезглавили, что могло бы осуще ствиться при нахождении его в неблагоприятных местах гороскопа – в эксиле (изгнании) или фалле (падении). На основании собственного и множества других гороскопов Морин подтвердил одно из существующих космобиологических правил: преобладание поврежднного или слабого благодетеля (ЮПИТЕР или ВЕНЕРА) не может предотвратить грозящую катастрофу, идущую из несчастливого ПОЛЯ гороскопа (VI, VIII, XII), в котором он лично находится или над которым он доминирует.

И ещ несколько слов о весьма интересной судьбе популярнейшего голливудского астро лога Каролла Лайгтера, которому в послевоенные годы доверяли свою судьбу почти все голли вудские звзды, – Марлен Дитрих, Ред Астор, Джуди Гарленд, Дебора Кэрр, Элизабет Тейлор и другие. Блестящая его карьера началась с того, что он предсказал Марлен Дитрих день, когда с ней произойдт несчастный случай, – перелом голеностопного сустава.

Лайгтер основал большое бюро с целым штатом сотрудников и высококвалифицирован ным математиком для проведения расчтов и вычислений, для подготовки безупречной техниче ской документации. Он давал советы не только по сугубо личным, интимным делам;

он точно указывал, когда следует заключать договоры, контракты, когда с этим повременить, когда со глашаться на новую роль, когда е отложить и т.д. На него часто сердились предприниматели, поскольку он вносил в их работу с кинозвздами определнные затруднения – по указанию аст ролога, они ждали благоприятных аспектов со стороны Космоса.

Один маленький эпизод. Когда Мэрилин Монро пришла к нему первый раз, он приветство вал е словами: «О, я уже вижу, что вы родились под знаком БЛИЗНЕЦОВ! Могу вас только по здравить, ведь под этим знаком родились и Дора Дей, и Розалинда Руссель». На что Мэрилин весьма спокойно ему ответила: «Я не знаю, о ком вы говорите, но я знаю, что родилась под тем же знаком, что и английская королева Виктория!»… Глава вторая ПРОРОЧЕСТВО И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Достигайте любви;

ревнуйте о д а р а х духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать… А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

Апостол ПАВЕЛ Первое послание к коринфянам, 14:1, Много писем и телефонных звонков последовало мне после публикации в журнале «Наука и религия» (1989, №№ 2 и 3) статьи Ю. Бондаренко «Астрология – за и против». Интересовались моим мнением по кругу затронутых проблем, просили рассказать об истинных возможностях и перспективах астрологического прогнозирования.

Итак, само слово «прогноз» – слово греческого происхождения (про + гносис), в букваль ном смысле значит «до знания» или «перед знанием». Оно означает предсказание чего-либо ещ до того, как оно осуществится на деле.

Пророчеством и прогнозированием люди занимались с незапамятных времн, к чему при нуждала всесильная и всемогущая Необходимость. Но если в древние времена это было уделом посвящнных – жрецов, оракулов, то теперь этим занимаются все, кому заблагорассудится.

Вера в будущее у греков обозначалась словом «мойра», у римлян – «фатум». Германские племена также верили в провидение, в судьбу, в роковые предначертания, которые могли быть сообщены через Норны, как называли божеств, определяющих судьбу человека. Практически у всех народов существовало представление о том, что определнными способами и методом можно приподнять покров тайны над будущим. Все народы древности – египтяне, жители Месо потамии, греки и римляне, германцы, кельты и англосаксы, скандинавы и славяне – верили в га дание и пророчества, как в рамках государства, так и отдельного человека.

Плутарх уверял, что у человека есть не только память о прошлом, но и сила для предсказа Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

ния будущего. Римлянин Цицерон в свом сочинении «Дивинация» писал: «…И я не знаю ни одного народа, будь то гуманный и образованный, либо ещ дикий и варварский, который не ве рил, что будущее может быть узнано и предсказано определнными лицами».

Даром предсказания обладали языческие сивиллы и библейские пророки. Сложным было отношение к астрологическим исследованиям и предсказанию будущего у христианской церкви.

Но вот слова Фомы Аквинского: «Пророчество и предсказание будущих событий по положению светил – допустимо, потому что умение предсказывать предсказуемые события относится к той области знаний, которые лежат в пределах возможностей человеческого духа и являются извест ной ступенью развития человеческой мудрости».

Добавим к этому, что астрологией занимались римские папы, в их числе Сильвестр II, Иоанн XX, Иоанн XXI, Юлиан II, Павел III, Лев X. О связях церкви и астрологии до XVII века свидетельствует известная картина Тома Ринга «Сивиллы, Вергилий и астролог Абумасара» во дворце Шетиллера в Аугсбурге.

В средние века, кроме астрологов-учных, предсказаниями занимались и явные дилетанты, шарлатаны. Одни – для завоевания дешвой популярности, другие – с целью самообогащения. И сегодня ещ таких хоть пруд пруди.

Предвидение как факт уже признатся определнными кругами учных. Мы можем назвать швейцарского психиатра и психолога, основателя аналитической психологии Карла-Густава Юнга, итальянского исследователя парапсихологии Е. Боццано, знаменитого французского пси холога, лауреата Нобелевской премии профессора Шарля Рише и многих других.

Астрологическое прогнозирование, безусловно, является конечной целью любого астроло га-практика. При всм том оно должно быть весьма разумно сформулировано в рамках возмож ного предположения, возможной вероятности и ни в коем случае не должно претендовать на аб солютную пророческую достоверность. Главная задача астролога-практика – содействовать сознательной ориентации своего клиента на то, чтобы подготовить его разумно и сознательно пережить приближающиеся невзгоды, будь это болезнь или несчастный случай, или что-либо иное. С другой стороны, он должен помочь клиенту идти навстречу всему благоприятному и хо рошему, создавая для этого соответствующие и наиболее благоприятные условия, обстановку.

Особо обращаю внимание вот на что. Те люди, которые полностью и всецело полагаются только на прогнозы, руководствуются ими и безвольно дрейфуют по их течению, подвергаются весьма реальной как душевной, так и физической опасности.

Мы должны избегать того, чтобы астрологические предсказания вели человека к фатально негативным позициям, ибо это уже само по себе противоречит астрологическому духу и этике.

Любой прогноз должен носить характер только вероятности, возможности, но ни в коем случае – категоричности.

Духовное развитие человека, расширение его горизонта, выявление скрытых талантов и способностей, становление его личности и жизненной позиции могут и должны быть осуществ лены с помощью астрологических метагнозов и прогнозов. Одно дело – разумное предупрежде ние о заболеваниях, телесных повреждениях, – о таких периодах жизни наш клиент обязательно должен быть поставлен в известность заранее. Совсем по-другому обстоит дело, связанное с прогнозированием времени смерти. Об этом никто не должен знать заранее. Здесь тот подвод ный камень, который астролог должен уметь разумно и предусмотрительно миновать, остерегая своего клиента только от возможности заболевания или несчастного случая. Пусть это будет но сить форму указания на расслабление организма (в молодые годы), распад тканей (во время тя жлых или хронических заболеваний) или же износ организма (уже в более старческом воз расте), но, повторяю, ни в коем случае не прямая информация о самом факте возможной кончины.

Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

Рождается ребнок… Что говорят планеты и звзды?

Гравюра Якоба Руэффа, 1587 г.

Навсегда запомним, что одна из задач астролога – знакомство клиента с его основополага ющими задатками и предполагаемыми последствиями этого. Именно в этом его сила, он имеет возможность увидеть и распознать характер и нрав человека не абстрактно, не чисто теоретиче ски, а в самых естественных их проявлениях и действиях, из которых непосредственно и возни кают отдельные моменты судьбы клиента. Чтобы преодолеть угрожающие опасности, которые могут появляться на его жизненном пути, он должен опираться на свободу выбора применяемых мер и, разумеется, на свои реальные возможности. Не беспочвенна старая пословица, что счаст лив тот, кто черпает нравственные силы из веры в свою добрую звезду.

Каждый, у кого есть призвание и кому датся возможность поступить в соответствии с ним, может на свой лад прожить отмеренную ему жизнь и достичь уготованного при известном самоотречении.

Счастлив тот, кто может свою судьбу пережить, а не перестрадать, гласит древняя муд рость. Противоречия, преграды, которых так много на нашем жизненном пути, должны быть нами использованы как стимул для дальнейшего духовного развития. Вот слова древнегреческо го поэта Пиндара: «Стань тем, кто ты есть, когда ты этому научишься…» Человек достигает бо лее высокой ступени своего развития и становится настоящей личностью, только преодолевая самого себя.

Основа человеческой личности и судьбы определяется геокосмическими факторами, то есть всеобщими законами природы и Космоса, биологическими условиями, местом рождения и постоянного пребывания, окружающей средой и т.д. Сюда также относятся и происхождение че ловека, его наследственные признаки, воспитание и образование, социальная принадлежность, профессия и деятельность, нрав и дух времени и отношение к нему, взгляды и мнения, убежде ния и мировоззрение, то есть вс, что в той или иной степени может подействовать на физиче ское и психическое развитие данного человека, его мораль и этику, его образ жизни.

Обо всм остальном, что находится вне личности данного человека, никакой гороскоп не дат и не может дать сведений. Нельзя уяснить и наследственные черты человека, если нам не Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

известны его предки. К тому же астрологи пользуются только общими понятиями, типичность которых не способствует выявлению личности как индивидуальности.

И вс же анализ каждого конкретного гороскопа может дать весьма точное заключение о фенотипе данного человека, его конституции и темпераменте, нраве и чертах характера, таланте и дарованиях, склонностях и его возможностях, инстинктах и реакциях как на внутренние, так и внешние раздражители. Мы узнам его индивидуальный характер со всеми возможными осо бенностями и противоречиями, выступающий как внутреннее предрасположение, как вид суще ствования, как источник возможностей и направления в действиях и становлении, а значит узна м его судьбу, жизненные тенденции, важные события его бытия. У рожднных в одно и то же время судьбы могут быть во многом сходны, но не одинаковы. Лишь однояйцевые близнецы с почти идентичным моментом рождения могут иметь более или менее одинаковые судьбы.

Весьма важное значение для толкования гороскопа человека имеет знакомство астролога со средой данной личности, и прежде чем высказать сво суждение, он обязательно должен иметь эту информацию. Такие случаи весьма редки, когда человек может выбирать свою среду по собственному желанию.

Самый одарнный деревенский ребнок не сможет стать величиной в мировой науке, если не окончит высшее учебное заведение и не будет общаться с людьми, близкими по духу. А при рожднный преступник раскроется в этом качестве только в том случае, если попадт в дурное общество. А попасть туда он может из-за своего предрасположения к этому, так как станет такое общество искать, ибо там он будет себя чувствовать как рыба в воде.

Следует обратить ваше внимание и на то, что ко многим вопросам надо подходить логич но: так, например, холостяку нечего бояться измены со стороны жены, которой у него нет, ма ленькая девочка или пожилая дама могут не беспокоиться по поводу возможного зачатия или родов, а человек, находящийся дома, не пострадает от дорожного происшествия, и т.д. Итак, ес ли среда и окружающий мир оказывают на ход жизни отдельного индивидуума столь большое воздействие, то становится совершенно ясно, насколько жизненная судьба человека зависит от его собственного темперамента и характера, от превалирующих черт характера и нрава – хоро ших и благоприятных или низменных и зловредных. Как сам характер, так и судьба человека вырастают из одного и того же корня, и одна из главных задач астролога-практика – установить между ними созвучие.

Известный немецкий драматург Фридрих Геббельс говорил, что судьба – это характер во времени, а характер – это судьба в пространстве. Но как бы там ни было, судьба человека всегда является результатом взаимодействия его внутреннего мира, души, характера с окружающей средой.

Осведомлнность астролога о Натальном гороскопе любого человека позволяет ему весьма активно содействовать формированию судьбы его клиента и, смотря по обстоятельствам, кор ректировать е.

Кто более или менее основательно изучал собственный гороскоп, тот свободно может рас порядиться своей душевной и духовной силой, потенциалом своего интеллекта, и действовать в диапазоне своих возможностей, не претендуя на невозможное.

Мы прекрасно понимаем, что как личная, так и духовная свобода человека не абсолютна, а весьма относительна. Человек не в состоянии функционировать как абсолют, так как подвластен внешним воздействиям всевозможных геокосмических факторов, а биологически и социально связан с окружающим миром, окружающей средой. И вс же, чем сильнее и гуманнее будут его нравственные и духовные мотивы, тем сильнее будет и его так называемая свободная воля, кото рая не должна ограничиваться только свободой выбора или допущения, но предполагает и сво боду отказа, ибо только в этом случае будет проявлена и свобода решения. Только тот человек, который будет уверен, что его судьба и будущность зависят прежде всего от него самого, может черпать в арсенале своих возможностей подспорье для жизни и судьбы, ибо только тогда он и будет постоянно ощущать не только свободу, своих решений и действий, но нести и полнейшую ответственность за них.

Знание закономерностей и ритма собственного бытия укрепляет в человеке определнную тврдость и решительность, особенно в случаях преодоления как внутренних, так и внешних преград и противоречий.

Одно из древних изречений звучит так: «Астра регунте фатуос, сапиенс доминитбитур аст Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

рос», что, приблизительно, означает: «Звзды правят дураками, а мудрый – своими звздами».

Человек становится соавтором своей судьбы, если он проявляет определнную активность в происходящем или если он своей внутренней установкой и силой воли сознательно и умышлен но обломает острые углы неприятностей, опережая происходящие изменения уже в зачатках.

Против предубеждения, будто знание о самом себе и своих возможностях мешает человеку или даже вредит ему, боролся известный немецкий философ Гегель, который сказал: «Человек может быть свободен только тогда, когда он познал самого себя… лишь это знание делает его свобод ным».

В наше время мы найдм немного людей, которые ведут более или менее самостоятельный образ жизни, большинство, словно автоматизированные роботы, реагируют только на раздражи тели, действующие извне, со стороны, совершенно забывая о собственной внутренней сущности.

Несвобода нашего современника состоит в том, что через пропаганду прессы, радиовеща ния и телевидения, рекламу питания и косметики он получает уже готовые предписания о том, что нужно делать, от чего отказаться, что есть и что пить, куда ехать отдыхать и где путешество вать, как одеваться, на что тратить свободное время и деньги и т.д.

До сих пор почти повсеместно господствуют весьма неверные и ложные представления о самой сущности астрологических прогнозов, поэтому мы постараемся дать некоторые необхо димые сведения, без которых не прийти к более или менее объективному суждению по этому вопросу.

Каждый начинающий астролог-практик должен знать диапазон и границы своих возмож ностей и возможностей нашей науки. Серьзного астролога, нашего современника, можно опо знать уже по тому, что в отличие от многочисленных шарлатанов, дилетантов и просто бизнес менов от астрологии, он не дат безбрежных обещаний в разъяснении будущего. Что представляет собой астрологический прогноз? В чм его основы? Он исходит не из чисто рацио нальных методов предсказания, которые, например, лежат в основе метеорологических прогно зов погоды, прогнозов хозяйственной конъюнктуры или медицинской диагностики и пр. Его нельзя отождествлять и с чисто интуитивным пророчеством, заключающимся в просмотре кар тин, возникших благодаря ясновидческим способностям.

Астрологические прогнозы большей частью представляют собой высококвалифицирован ное мастерство, искусство, которое приобретается долголетним опытом регулярных, системати ческих занятий. Оно хорошо соответствует тому понятию, что обозначается греческим словом «техне», а по-латыни – «арс». И основано это искусство на символике соответствий, восприни маемой как параллельность между влиянием космических процессов, с одной стороны, и фактов земных событий – с другой. Причм, эта параллельность проявляется в известных предзнамено ваниях, которые, в свою очередь, истолковываются по определнным правилам и закономерно стям. Пользуясь терминологией древних стоиков, которую Цицерон использует в свом труде «Дивинации», это занятие можно назвать «дивинацио артификалис» – искусная научная манти ка, которая покоится на влиянии божественного (дивинум) в мирской жизни. Только хорошо осведомлнный пророк (мантис) овладевает ею после долгого специального обучения толкова ниям.

Одни астрологи специализируются на диагнозах, другие – на прогнозах. Прогностическая астрология извлекает свои предзнаменования многочисленными путями – различными метода ми, способами, тврдо базируясь на системе астрономических измерений, хорошо ориентируясь во всех е математических расчтах, владея основными понятиями сферической тригонометрии и т.д. Кто из астрологов будет ограничиваться только частичными и примитивными методами, избегая более сложных, более скрупулзных, тот никогда не сможет рассчитывать на действи тельный успех в свом деле. В наше время просто невозможно указать на какой-либо единствен ный путь и подход, единственный метод, который мог бы обеспечить более или менее наджный прогноз.

Комбинации самых различных прогностических методов неизбежны и необходимы, в том числе сочетание строго научных методов и релятивных возможностей. Те и другие невозможны без классических примов нашей древней науки. Их комплекс позволит добиваться успеха и преодолеть некоторую неприязнь, от чего мы порой весьма заслуженно страдаем.

Абсолютно безошибочные (в буквальном смысле) предсказания вряд ли встречаются в аст рологической практике и во избежание как крупных, так и мелких ошибок, следует основательно Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

пересмотреть само понятие пророчества и говорить только о приближении к истине, о таких возможностях. Любое предсказание астролога должно восприниматься и представляться лишь как вероятность, но не очевидность, а различные заявления о частностях, о детализации будущих событий – это уже удел ясновидца, а не астролога, выявляющего только тенденции событий, а не частные обстоятельства. Правда, период времени, насыщенный будущими событиями, может быть рассчитан заранее, довольно точно и верно, но сам характер этих событий может быть уяс нн лишь в общих чертах.

Главным критерием абсолютного пророчества должно стать исполнение предсказания, но большинство исполняется лишь частично, отчасти, а это значит, что уже само понятие о пред сказании – дело весьма относительное.

По этому поводу известный немецкий учный Карл Шмайнг говорил: «Предвидение не указывает неумолимый ход судьбы… через видимые образы оно только указывает на возможно сти и вероятности и, в зависимости от различных обстоятельств каждого отдельного случая, они могут, конечно, сбыться, а могут и не сбыться». И он вполне прав, так как любая цепочка причин в нашей повседневной жизни может быть порвана или разрушена свободным решением челове ка, его свободной волей.

Премонация, то есть предостерегающее пророчество, дат человеку возможность выбора, который и приведт его или к спасению, или к гибели. Так как ценность прогностических выска зываний весьма относительна, и они должны модифицироваться в зависимости от темперамента, характера и нрава человека, от его поведения, от восприимчивости и впечатлительности, то главной целью их должно стать только предостережение.

Астролог-практик как эксперт, консультант, советчик обслуживает свою клиентуру на ос нове их индивидуальных гороскопов. И этот круг клиентов уже постоянно обращается к нему за советом, хорошо зная его ценность по прежнему опыту.

Безусловно, астрологическому диагнозу должен соответствовать и прогноз, представлен ный как тонкое и искусное психологическое разъяснение, избавляющее человека от любой пси хической травмы, но вс же своевременно предупреждающее и о возможных событиях того или иного характера и качества, но не смертельного. По этому поводу Рудольф Янке весьма остро умно заметил, что смерть можно не предсказывать, ибо клиент е просто не переживт.

Ещ отметим: одни и те же космические факторы в различные периоды жизни одного и то го же человека будут действовать на него по-разному, причм, в комплексе наступивших пере мен как физического, так и физиологического характера многое будет зависеть от состояния психики, достигнутого духовного уровня. Такого рода и характера индивидуальная реактивность человека и будет являться одним из факторов ненаджности и ограничения прогностических возможностей в астрологии.

При выборе для своего клиента наиболее верного, правильного решения мы должны реко мендовать ему вид поведения, способного смягчить критические тенденции судьбы и, наоборот, активизировать благоприятные моменты. Вообще, все свои прогнозы мы должны сформулиро вать самым щадящим образом. Наше предупреждение должно иметь примерно такое содержа ние: «Поскольку в такое-то время существует угрожающая опасность заболевания или несчаст ного случая, постольку на этот период времени рекомендуется особая осторожность в виде такого-то или иного мероприятия.., такие-то или иные предостережения…» и т.д.

Таким или подобным путм астролог и сам защищается от суггестивной силы слишком определнного прогноза. Такая заповедь осторожности действительно снимает у клиента не вольную тягу к реализации дурного прогноза, ибо нередко наблюдается, что люди непреднаме ренно содействуют тому, чтобы пророчество осуществилось. Ещ раз повторяю: астролог обязан и должен построить свой прогноз и рекомендацию так, чтобы ни в коем случае не подтолкнуть своего клиента к прямому осуществлению несчастливого предсказания.

Все существующие основные виды духовной деятельности, связанные с пророчеством, за висят от космического статуса и потенциала той или другой планеты на карте Натального горо скопа каждого человека. Так, например, сильный по космическому статусу МЕРКУРИЙ указы вает на логические умозаключения, ЮПИТЕР – на суждения, основанные путм аналогий и символов, УРАН – на сильную интуицию, порожднную молниеносным озарением внутреннего видения или голоса, НЕПТУН – на внушнное вдохновение высшего качества и т.д.

Так и проявляется иерархическая шкала пророчеств в е рациональной, символической, Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

интуитивной и инспиративной формах. Но само собой разумеется, что предпосылкой каждого из пророческих видов будет соответствующая одарнность человека и его духовный уровень, отме ченные в его гороскопе отличительными признаками, а прежде всего установкой на связь с бес сознательным, обусловленным ЛУНОЙ.

При всех этих видах пророчеств, с истолкованием знаков и символов, будущее угадывается на основании определнных примов с помощью известной системы космобиологических пра вил и закономерностей. Так, например, профессиональные пророки античности – жрецы и муд рецы, как правило, предпочитали разработанную и в течение многих веков проверенную технику толкований. Они полагали, что интуитивное и инспиративное вмешательство в процессе прори цания не всегда свободны от субъективности. К тому же образы или внушение всегда требовали весьма однозначного толкования, чему мешала бы произвольность.

Из всех видов мантики, то есть искусства прорицания, самое большое внимание во все времена человечества привлекала именно астрологическая наука, так как здесь познатся сам человек и его судьба в непосредственной взаимосвязи со ВСЕЛЕННОЙ, и на этом космическом фундаменте и строится аналогия между макрокосмосом Мироздания и микрокосмосом человека.

Доктору Юнгу принадлежат доказательства, что человек представляет собой биоэнергетическую систему, вид деятельности которой зафиксирован на Карте гороскопа как на чертеже, а вся его жизнь состоит из самых противоречивых взаимодействий геокосмических силовых полей.

На сегодняшний день астрологическая наука пользуется богатейшим наследием наших предков – мудрецов всех времн, а также результатами научно-исследовательских работ многих современных астрологов-учных и астрологов-практиков.

Но также нельзя замалчивать и другое. С сожалением и большим огорчением приходится отмечать, что больше всего нашу науку позорят и дискриминируют не наши традиционные не компетентные оппоненты, а оголтелые шарлатаны, дилетанты и бизнесмены от астрологии, яр марочные пророки без малейшей нравственной ответственности, которая так необходима в лю бом пророчестве. Они наживаются на быстрой и лгкой, но весьма поверхностной обработке легкомысленных и совершенно безответственных прогнозов-штамповок, прогнозов-ширпотреба.

Как в медицине врач врачу рознь, так и среди астрологов шкала степеней простирается от идей ного труженика до лжеца и рвача.

К сожалению, многие главным образом знакомы только с проделками ярмарочных астро логов всех рангов и всех мастей, которыми сегодня кишит мир от самого дальнего Востока и до самого «дикого» Запада. Они беззастенчиво ловят в свои сети вс новых и новых клиентов жертв, с которыми встречаются в первый и в последний раз. Но и это ещ не вс. Большой вред нашей науке приносят и причиняют опубликованные в газетах и журналах так называемые «об щие космограммы» с прогнозами, фабрикуемыми дилетантами-дельцами, не имеющими ничего общего с настоящими астрологическими прогнозами. Такие обобщнные предсказания для це лых групп людей (как, например, для тех, кто родился под знаком ТЕЛЬЦА), чохом предлагаю щие «генеральный прогноз», ни в коем случае не могут быть таковыми. Здесь даже отсутствует вероятность метагноза. Такие газетные шлягеры современности, не имеющие под собой никакой научной почвы, никакой ценности, следует воспринимать как забаву. К астрологической практи ке должны допускаться лишь проверенные специалисты с высшим астрологическим образовани ем.

Глава третья ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ По гороскопу можно сделать определнные выводы о характере и одарнности человека.

Планетные излучения действительно влияют на ребнка во время его рождения. На гены человека, наследственность.

Герман Оберт, Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

профессор, основоположник ракетной техники (1954) «Уважаемый Сергей Алексеевич! В 60-е годы весь наш 10-й «А» класс с большим интере сом, вниманием и душевным удовлетворением прослушал несколько Ваших лекций о темпера менте и характере детей, родившихся под тем или иным знаком Зодиака. Тогда для нас это было открытие. Сегодня все мы стали мамами и папами, а некоторые даже бабушками и дедушками.

Встречаясь, мы часто вспоминаем Вас и от всего сердца благодарим за те жизненные мудрости, которые Вы нам тогда передали. Дорогой Сергей Алексеевич, ещ раз Вам большое, большое спасибо! Но нам очень хотелось бы, чтобы эти Ваши лекции прослушали и те, кто заканчивает свой 10-й и в скором будущем тоже станет мамами и папами».

И подписи: Л. А. Сенихова, В. А. Иванова, а в их лице и многие другие.

Милые мои бывшие десятиклассницы! Я хорошо помню и вас обеих, и всю вашу группу, так как после лекций мы с вами ещ долго беседовали о том о см… Я помню вашу лгкость и жизнерадостность, вашу молодую окрылнность и последние слова: «Профессор, прямо не ве рится, что Вы говорите с нами, как с равными, такого ещ не было».

И тогда я вам верил и сейчас верю. Я всегда верил людям, хотя из-за этого мне пришлось и пострадать. Но, как это говорится в песенке, я не могу иначе. Детей я люблю за искренность, наивность, юношей и девушек – за их пытливый ум и любознательность, а молоджь – за идеа лы, иногда реальные, иногда – утопические, иногда – ошибочные.

Как были вы удивлены, увидев у меня на груди крестик и узнав, что я вступил в Герман скую Компартию 12 сентября 1933 года, то есть в то время, когда там у власти уже находились фашисты. Но вы совершенно были потрясены, когда я показывал свои фотографии в мундире лейтенанта, оберлейтенанта, гауптмана и майора германского вермахта, в мундире «черноруба шечника». Да, во многих зарубежных странах (во Франции, Италии, Испании, Германии и др.) членами компартии являются и верующие. У нас этого нет, пока догмы у нас – сильнее всего. А вс это было в Германии, когда компартия находилась в глубочайшем подполье, а е члены – вне закона, когда их травили собаками, сажали в тюрьмы и концлагеря или просто расстреливали. В эти страшнейшие годы я был не только студентом, но и подпольщиком. С 1938 года несколько раз побывал в Советском Союзе, встретился с высокопоставленными лицами… Но пока об этом говорить не могу, не имею права. Этот запрет, это табу кончается только в 1995 году. А до этого я должен и буду молчать.

А теперь вернмся к вашей просьбе.

Итак, мои бывшие десятиклассники, теперешние мамы и папы, бабушки и дедушки, тепе решние десятиклассники, будущие мамы и папы, бабушки и дедушки, к вам я обращаюсь с лю бовью и надеждой, что между вами, вашими детьми и внуками никогда не возникнут такие кон фликтные ситуации, которые нередко приводят к полному непониманию друг друга, к полному отчуждению, а то и завершаются драматически и даже трагически.

Если ваш ребнок родился с какими-либо физическими или умственными недостатками, жизненно неполноценным, то в большинстве случаев это результат наследственности, то есть вина родителей или предков, или следствие травмы плода в утробе матери, во время самих ро дов.

Также хорошо известны печальные последствия другого рода – это аморальный образ жиз ни родителей до зачатия и во время беременности, курение, выпивки, токсикомания и наркома ния будущей матери, проституция и многое другое. Во всех этих случаях ребнок искалечен своими же родителями, а чаще всего – собственной матерью.

Если ребнок родился нормальным, то это значит, что наследственность у него тоже нор мальная. Дальнейшая судьба его уже зависит от окружающей среды и климатических условий данного региона, от предрассудков и традиций племени, касты, народа, нации, от состояния его здоровья, воспитания и образования.

И вс же, с большой уверенностью я могу сказать, что одну из главнейших ролей в судьбе человека играют его темперамент и характер. Со своим темпераментом ребнок уже рождается, получив дар космоса в «честь» дня своего рождения. А вот с характером дела уже обстоят по другому. Характер у человека вырабатывается через посредство личности и является приобрете нием и достоянием его индивидуальности. С годами на основе темперамента развиваются вс Сергей Вронский: «Астрология: суеверие или наука?»

более и более определнные черты характера в разных своих проявлениях. Значит, характер служит показателем и в то же время результатом роста культуры человека и его духовного уров ня. А задача родителей – сознательное его развитие в союзе со свободным творческим созерца нием и трезвым анализом предыдущего опыта.

Pages:   | | 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 7 |

 


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):